Дисциплина в детском лагере: насколько жёстко?

Тэммо Анастасия Алексеевна 18.06.2018

"Первая смена в лагере Остров Героев закончилась. Время подводить итоги. Итак… Скажу прямо, благодаря этому проекту в нашей жизни произошел...

Показать полностью
Скрыть текст

Дисциплина в детском лагере: насколько жёстко?

Каждого родителя отправляющего своего ребенка в детский оздоровительный лагерь волнует вопрос: «Какова дисциплина в данном лагере?» Не будет ли подросток предоставлен сам себе? Или наоборот, не слишком ли будут ущемлять в правах его драгоценное чадо?

Дисциплина – это такое поведение детей, которое соответствует общепринятым нормам и требованиям правил распорядка лагеря. В любом коллективе, в том числе и временном, необходимы определенные нормы и правила, по которым он живет и развивается. Поэтому в каждом лагере существует свой кодекс поведения и свои требования к воспитанникам.

В лагере собираются дети из разных семей, с разным воспитанием и с самым разнообразным опытом повседневной жизни. Педагоги отмечают, что в новой для себя обстановке ребята могут проявить совершенно не свойственное им поведение и совершать неприемлемые поступки. Одной из главных задач педагогического коллектива лагеря является обеспечение безопасности жизни и здоровья отдыхающих детей. Строгое поддержание дисциплины и порядка предотвращает происшествия, негативные явления, распространенные в подростковой среде, а также позволяет создать условия жизни в детском лагере комфортные для всех и позволяющие реализовывать его содержательную программу.

Конечно, детский лагерь не должен превращаться в армию. Запретов не должно быть слишком много, все требования должны быть справедливы и едины для всех. В советах по укреплению дисциплины, которые даются вожатым, есть напоминания о том, что для ребенка необходимо время от времени нарушать правила, им свойственно желание полениться. Не всегда дети не хотят что-либо делать, иногда они просто не умеют этого или не знают, что это вообще нужно.

Очевидно, что процесс управления в лагере не должен выстраиваться жестко вертикально. Вряд ли современным подросткам будет комфортно в лагере из известного советского фильма «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». В таких лагерях консервативного типа дети загоняются в строгие рамки, не позволяющие им раскрыться.

Поэтому современные лагеря, опираясь на достойные традиции лучших советских оздоровительных центров, таких как «Артек» и «Орленок», дают детям гораздо больше свободы и используют в управлении элементы детского самоуправления.

Самоуправление является эффективным средством укрепления дисциплины. Кроме того, оно способствует развитию индивидуальных способностей и каждого ребенка и воспитанию общественной направленности.

Структура самоуправления зависит от программы работы лагеря, количества отрядов, сложившихся традиций и опыта. Каждый педагогический коллектив при разработке программы сам решает, какие органы целесообразно создать, как их называть и какие поручения возложить не них.

Важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления может осуществляться через: поэтапное делегирование детям полномочий; взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу; взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений; совместную работу вожатского и детского коллективов; информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.

Например, в детском приключенческом лагере «Остров героев» существуют выборные должности капитанов прайдов. Капитаны обладают рядом полномочий и принимают участие в ежедневных вожатских планерках.

Вовлечение детей в процесс управления, информирование их обо всех проблемах, возникающих в деятельности лагеря, позволяет найти более эффективные пути решения задач, в том числе и по укреплению дисциплины.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что в поддержание дисциплины в детском оздоровительном лагере дело жизненно необходимое. И здесь необходимо найти «золотую середину». Создавая нормы правила распорядка в лагере не следует забывать, что ребёнок должен вернуться домой в хорошем настроении: весёлым, счастливым, здоровым и отдохнувшим!