Детский лагерь – репетиция жизни в обществе

Иванова Ольга Викторовна 02.07.2017

Хочу выразить большую благодарность всей команде "Острова Героев", особенно вожатым второго прайда. Ребенок вернулся довольный, с большим...

Показать полностью
Скрыть текст

Детский лагерь – репетиция жизни в обществе

Всем известно, что человек – существо социальное, и потому вынужден приспосабливаться к обществу, в котором он существует, постепенно принимая и усваивая его нормы и ценности. Этот процесс, специалисты называют социализацией и начинается он уже с рождения, когда ребенок отделяется от матери и знакомится с первой «ячейкой общества» - своей семьей. Затем маленький человек попадает в детский сад, а дальше в школу, где он активно учится общаться и выстраивать связь с другими людьми.

Уже в 6-7 лет малышам знакомо понятие дружбы, уважения. В 8 лет ребенок может поставить себя на место другого человека, сопереживать и сочувствовать ему. В 10 лет дети уже могут иметь свой круг друзей, свою собственную компанию. В 12 лет они готовы полностью усвоить правила поведения, принятые в обществе. В это время подростки начинают обосабливаться, отдалятся от своих родителей, требуют уважения к себе, своему мнению, своим желаниям. В этот непростой для становления личности момент очень важно, чтобы ребенок приобретал положительный социальный опыт.

Конечно, первостепенную роль в этом процессе играют семья и школа. Но не менее важен опыт, приобретенный в других коллективах, таких, например, как детский лагерь. Совместная жизнь с ровесниками, коллективное творчество дают возможность подростку проявить социальную и творческую активность, именно здесь он может в полной мере самореализоваться, самовыражаться, проявить себя, свою индивидуальность, другими словами найти свое "Я".

Обычно в семье и в школе подросток уже имеет какую-то закрепленную за ним социальную роль, определенный статус. А в новых для себя условиях, в коллективе детского лагеря он может выбрать для себя «другую роль». Здесь «тихоня» вдруг проявляет лидерские качества, а тот, что в школе жил по принципу «я как большинство», может научиться отстаивать собственное мнение, противодействовать недоброжелательности или давлению.

В детском лагере подросток приобретает опыт социальных отношений, социального взаимодействия детей и взрослых.

В большинстве лагерей дети в отряде одного возраста. С одной стороны это хорошо, так как у ровесников больше общих интересов, им легче найти темы для общения, но в этом случае отряд почти ничем не отличается от обычного класса в школе.

С точки зрения получения нового социального опыта предпочтительнее разновозрастные отряды, такие как в детском приключенческом лагере «Остров героев». Все участники в этом лагере делятся на отряды - прайды, которые состоят из ребят от 10 до 17 лет. Именно благодаря этому в прайде достигается семейная атмосфера, дети получают опыт общения, как со старшими, так и с младшими. Старшие часто становятся братьями и сестрами для младших – они учат их чему-нибудь новому, поддерживают и помогают во всем. Младшие активно участвуют во всех делах прайда. Такие отряды более дружны, чем те, в которых объединены ровесники.

Лагерь – это настоящая репетиция жизни в социуме. Именно здесь подростки учатся соизмерять свои индивидуальные привычки с правилами жизни, обязательными для всех. Они знакомятся с принципами демократии, осваивают на практике способы самоуправления, учатся вырабатывать способы сотрудничества с другими детьми.

Кроме всего прочего, загородный лагерь – это опыт совместного проживания со сверстниками. Современные подростки, которые дома имеют большое личное пространство и живут в отдельных комнатах, попадая в лагерь, испытывают настоящий шок от того, что кто-то живет рядом с ними и имеет свои бытовые привычки и особенности, которые не всегда приятны и понятны. Подростку приходиться приспосабливаться к своим соседям, учиться уважать привычки и границы другой личности.

Естественно, в ходе такого сложного процесса привыкания нередко возникают проблемы – кто-то некомфортно чувствует себя в коллективе, кто-то замкнут, кто-то чересчур эгоистичен, многие просто не умеют правильно разрешать конфликтные ситуации и т.д. В таких случаях на помощь приходят вожатые. Их задача создать максимально комфортные условия и помочь ребенку адаптироваться к жизни в лагере.

Кстати, дети получают в лагере совершенно новый опыт отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми – это искреннее дружеское общение с вожатыми, совместная творческая деятельность, постоянное сотрудничество и полное доверие.

Для подростка лето, проведенное в оздоровительном лагере - это целая жизнь, проживаемая вдали от дома, жизнь - свободная от привычных проблем и обязанностей, с новыми встречами и знакомствами, она очень притягательна для ребят. Свобода, приключения и самостоятельность – это то, что нужно подростку летом, а вместе с ними в лагере он получает бесценный опыт жизни в обществе, который так необходим для полноценного развития его личности.